Гимны в честь Симона де Монфора
Симон
де Монфор – один из выдающихся исторических деятелей
13 века, непосредственно связанный с историей средневековой церкви. Отцом его
был Симон де Монфор-старший
– тот самый барон, который во время крестового похода отказался штурмовать Зару и Константинополь, а позже принял участие в печально
известном крестовом походе против альбигойцев и погиб при осаде Тулузы в 1218
году. Сын его Симон-младший (которому и посвящены
публикуемые материалы), без сомнения унаследовал отцовскую отвагу, мужество и
целеустремленность, однако ему посчастливилось отличиться на боле достойном
поприще. Прибыв в Англию примерно в 1230 году, он стал верным вассалом короля
Генриха Третьего и защищал его французские владения.
Принимал он участие и в крестовом походе Людовика Святого. Вернушись
в Англию, Монфор понял, что король приносит стране
больше вреда, чем пользы, поскольку королевские налоги непосильны для народа,
не говоря уже о претензиях Генриха на управление церковью. Кроме того, в ан
глийской
церкви было немало посвященных своему делу и реформаторски
настроенных клириков, которые стремились очистить церковь от коррупции и
безнравственности – следствия правления Генриха Третьего.
После
нескольких попыток мирных путем урегулировать конфликт, Монфор
в 1265 (по некоторым данным - 1264) году объединяет под своим началом баронов и
поднимает против короля восстание. В битве при Льюисе Монфор
одерживает победу, помещает короля под стражу и организует парламент, в который
входили представители из народа (т.н. палата общин).
Через
год сын короля бежал из-под надзора и, переманив на свою сторону несколько
союзников Монфора, дал последнему
бой при Эвишеме. В неравной битве Монфор
и его сын погибли.
Тем
не менее, король не мог упразднить палату общин, и невольно стал продолжателем
дела своего врага. Народ почитал Симона, считая его
защитником обиженных. Церковь же видела в нем своего
покровителя и сторонника реформ. Как следствие, Симона
де Монфора пытались канонизировать (что король,
естественно, запретил). Однако народ и церковь все равно прославляли погибшего,
видя в нем идеального христианского рыцаря (кем он, по существу, и являлся).
Говорили о чудесах, совершавшихся на его могиле, в честь погибшего рыцаря
слагали гимны и молитвы, несколько из которых мы и предлагаем читателю.
__________________________________________________________________________________
salve simon montisfortis
tocius flos milicie duras penas passus mortis
protextor gentis anglie sunt de sanctis inaudita cunctis passis in hac vita
quemquam passum talia manus pedes amputari caput corpus vulnerari
abscidi virilia sis pro nobis intercessor apud deum qui defensor
in terris extiteris * * * O decus milicie
gencium anglorum comes leicestrie
dextra oppressorum miles regis glorie
apotheca morum posce nobis miseris
vitam beatorum Вариант 2 O decus milicie
gencium anglorum comes leicestrie dextra oppressorum sanguine commercio ius tenes celorum posce nobis miseris vitam beatorum |
Симон Крепкая Гора, Рыцарства краса и
цвет, Для свободы и добра Горькую принял ты
смерть. Мир доселе не слыхал, Чтоб за правду так страдал Богом избранный
смельчак. Руки, ноги отрубив, Тело копьями пронзив, Над тобой смеялся
враг. Славный милостью своей, Ты ходатай нам теперь – Перед Богом в
небесах. * * * Цвет и гордость рыцарства, Лестера
граф славный! Добродетели пример, Воин, Богом данный. Щит народа Англии, Помощь угнетенным Будь за нас ходатаем Пред небесным троном. Вариант 2 Цвет и гордость рыцарства, Лестера
граф славный! Ты, за правду меч подняв, Пал в борьбе
неравной. Щит народа Англии, Помощь угнетенным Будь за нас ходатаем Пред небесным троном. |