Назад, на главную

 

Гимны в честь Симона де Монфора

 

Симон де Монфор – один из выдающихся исторических деятелей 13 века, непосредственно связанный с историей средневековой церкви. Отцом его был Симон де Монфор-старший – тот самый барон, который во время крестового похода отказался штурмовать Зару и Константинополь, а позже принял участие в печально известном крестовом походе против альбигойцев и погиб при осаде Тулузы в 1218 году. Сын его Симон-младший (которому и посвящены публикуемые материалы), без сомнения унаследовал отцовскую отвагу, мужество и целеустремленность, однако ему посчастливилось отличиться на боле достойном поприще. Прибыв в Англию примерно в 1230 году, он стал верным вассалом короля Генриха Третьего и защищал его французские владения. Принимал он участие и в крестовом походе Людовика Святого. Вернушись в Англию, Монфор понял, что король приносит стране больше вреда, чем пользы, поскольку королевские налоги непосильны для народа, не говоря уже о претензиях Генриха на управление церковью. Кроме того, в ан

глийской церкви было немало посвященных своему делу и реформаторски настроенных клириков, которые стремились очистить церковь от коррупции и безнравственности – следствия правления Генриха Третьего.

После нескольких попыток мирных путем урегулировать конфликт, Монфор в 1265 (по некоторым данным - 1264) году объединяет под своим началом баронов и поднимает против короля восстание. В битве при Льюисе Монфор одерживает победу, помещает короля под стражу и организует парламент, в который входили представители из народа (т.н. палата общин).

Через год сын короля бежал из-под надзора и, переманив на свою сторону несколько союзников Монфора, дал последнему бой при Эвишеме. В неравной битве Монфор и его сын погибли.

Тем не менее, король не мог упразднить палату общин, и невольно стал продолжателем дела своего врага. Народ почитал Симона, считая его защитником обиженных. Церковь же видела в нем своего покровителя и сторонника реформ. Как следствие, Симона де Монфора пытались канонизировать (что король, естественно, запретил). Однако народ и церковь все равно прославляли погибшего, видя в нем идеального христианского рыцаря (кем он, по существу, и являлся). Говорили о чудесах, совершавшихся на его могиле, в честь погибшего рыцаря слагали гимны и молитвы, несколько из которых мы и предлагаем читателю.

 

__________________________________________________________________________________

 

salve simon montisfortis

   tocius flos milicie

duras penas passus mortis

   protextor gentis anglie

sunt de sanctis inaudita

cunctis passis in hac vita

   quemquam passum talia

manus pedes amputari

caput corpus vulnerari

   abscidi virilia

sis pro nobis intercessor

apud deum qui defensor

   in terris extiteris

 

                   * * *

O decus milicie

   gencium anglorum

comes leicestrie

   dextra oppressorum

miles regis glorie

   apotheca morum

posce nobis miseris

   vitam beatorum

 

Вариант 2

O decus milicie

   gencium anglorum

comes leicestrie

   dextra oppressorum

sanguine commercio

   ius tenes celorum

posce nobis miseris

   vitam beatorum

 

Симон Крепкая Гора,

   Рыцарства краса и цвет,

Для свободы и добра

   Горькую принял ты смерть.

Мир доселе не слыхал,

Чтоб за правду так страдал

   Богом избранный смельчак.

Руки, ноги отрубив,

Тело копьями пронзив,

   Над тобой смеялся враг.

Славный милостью своей,

Ты ходатай нам теперь –

   Перед Богом в небесах.

 

                   * * *

Цвет и гордость рыцарства,

   Лестера граф славный!

Добродетели пример,

   Воин, Богом данный.

Щит народа Англии,

   Помощь угнетенным

Будь за нас ходатаем

   Пред небесным троном.

 

Вариант 2

Цвет и гордость рыцарства,

   Лестера граф славный!

Ты, за правду меч подняв,

   Пал в борьбе неравной.

Щит народа Англии,

   Помощь угнетенным

Будь за нас ходатаем

   Пред небесным троном.

 

 

 

Hosted by uCoz