Князь Иеремия Вишневецкий.
Прощание с Лубнами
Землю родную взором окину,
Густые леса и широкие пашни
Людные села и замок любимый,
Крепкие стены, высокие башни.
В диком краю заложил города я,
В диких полях я крепость воздвигнул,
Дабы принесть вместо дани и брани
Мирную жизнь и закон справедливый.
Дабы католик и православный,
Цели единой в любви служили,
И не вражду, но любовь и правду
Вместе народу Руси приносили.
Миром вражду попрать я задумал,
Только судило не так провиденье:
Смута поднялась в пределах низовых,
Мира, покоя лишило землю.
Великие армии в прах разбиты,
Под вражьим натиском крепости пали.
Как сохранить, что трудом нажито,
Чему мы сердца и души отдали?
Возврата к былому теперь уж нет нам:
Навеки прощаемся с милым краем.
Наточим мечи, зарядим мушкеты
И в вечный поход поутру выступаем.
Памяти госпитальеров
Когда пред лицом неприятеля
Святую Землю покинув,
Последний корабль вернется
В мирный домашний порт.
Останется горстка мечтателей,
Что клятве не изменили
Славный Мальтийский Орден
Держит оставленный форт.
Когда нарушатся клятвы,
Время друзей рассорит,
И сдавшиеся замки
С землею сровняет враг
Не сменит былого устава
Славный Мальтийский Орден
И пред лицом неприятеля
Свой не опустит флаг.
Пусть бьются друг с другом в Европе
Католики и протестанты
На Мальте воинство Божье
Не лезет в бессмысленный спор.
Но если на горизонте
Появится турок эскадра
Врагу достойные рыцари
Дадут достойный отпор.
Пусть в мире мечи ржавеют
И старые песни забыты,
А вера и честь склонились
Перед тугим кошельком
В крепости вечных рыцарей
Льются к небу молитвы
И высоко поднято знамя
Алое, с белым крестом.
Памяти тамплиеров
Замок стоит среди мирных сел,
Стены разрушены, срыты,
Лишь башня одна, еле-еле видна,
Напомнит былые битвы.
И редкий путник, что, сбившись с пути,
Сюда забредет нежданно,
Услышит голос из темноты:
«Кто защитит Орден Храма»?
Рыцари Божьи, гроза сарацин
Бились за веру и правду.
Насмерть стояли, взамен не просив
Ни почести, ни награды.
Но золотом их пожелал обладать
Французский король коварно,
И никто не рискнул и слова сказать
В защиту Ордена Храма
Крики и стоны в подвалах тюрьмы
Не смолкали тогда ни на час.
На тамплиеров возвесть клевету
Был дан королевский приказ
Но в лицо смеясь палачам своим,
Смерть почли лучше срама
И в огне погибли под стать святым
Магистры Ордена Храма.
Нынче ржавеет без дела меч,
Пылится в чулане щит.
Не слышна в церквях проповедников речь,
Труба герольда молчит.
Ложью покрыто имя Христа,
А правду не скажешь прямо.
И кто в наши дни рискнет защищать
Оболганный Орден Храма?
Но добро и зло не меняли гербов,
А ересь не стала правдой.
И чтоб распознать знамена врагов,
Большого труда не надо.
И покуда в сердцах благородство есть,
И крест, нам Господом данный
Вовек не будет поругана честь
Славного Ордена Храма.
Пусть кольчуга не сдавит усталых плеч,
И знаменам по ветру не виться
В наше время не только щит или меч
Для святого дела сгодится.
Поступки получше гербов говорят,
А святость получше сана,
И твердыни добра и сегодня стоят
Защитой Ордена Храма.
Святой Иероним
(Стридон -
пустыня, 5-6 вв.)
В
строгости и
скромности
жил святой Иероним
Господу
жизнь свою
посвятив и
страстью
плотской не
томим.
Был
он епископом,
церковь он вел,
Господних
овец охранял,
Но
комната в
доме его
была, куда
никого не пускал.
На
занавешенных
полках, тесно
сложены
в ряд,
Книги
писателей
греческих,
писателей
римских
стоят.
Библию
Иероним
святой выше
всего
почитал,
Но
Платона,
Гомера,
Сенеку в свою
проповедь
часто
вставлял.
И
голос с небес
его как-то
спросил: Кто
ты, Иероним?
И
ответил тот:
Я епископ,
Божий раб,
христианин.
И
голос с небес
ответил ему:
проверь-ка
ты свой обет:
Ты
читаешь
своих
философов
вдвое больше,
чем Новый
Завет!
На
деле же кто
учитель твой
Христос или
Платон?
В
пустынь иди,
отрекись от
грехов и
будешь тогда
спасен!
И
пошел в
пустыню Иероним,
где постился
и плоть
изнурял,
Но
все-таки даже
в пещеру с
собой он все
свои книги
взял.
Читать
так и не
бросил он
римских и греческих
книг,
Но, их читая,
лучше всех он
греческий
знал язык.
И
применение
этому он в
Теле
Христовом
нашел:
На
латинский,
народный
язык он
Библию перевел!
И
глянул с
небес
Господь на
него и
милость явил
свою.
Ибо
давно Иероним
свою искупил
вину.
Даром
своим Церкви
служил
верный
Господень
раб.
И
если так дела
обстоят
зачем его
книг лишать?
Послал
мне виденье
Дух Святой: в
небеса открыты
врата
И
великое
множество
Божьих детей
идут во славе
туда.
И в
первых рядах,
средь святых
отцов, в небесный
Иерусалим
Входит
святой Иероним
и все его
книги с ним!
Святой
Поликарп
(Рим, 2 в.)
Всю
ночь он
провел в
сырой тюрьме,
А
наутро под
лязг цепей
По
темным
проходам его
повели,
Где
рычали
голодные
тигры и львы,
Где
слышались
издали крики
толпы,
Навстречу
смерти своей.
Он старец
был.
Девяносто
лет
Прошли
над его
головой,
Но
из-под тонких
седых бровей
Горели
глаза
огоньками
свечей,
И
не глядя на
тяжесть
своих цепей
Он
шел, куда вел
конвой.
Он
христианским
епископом
был.
И
за это на
смерть осужден.
Ибо
вере отцов
своих
изменил
И
законы
империи
преступил.
Потому
он опасен для
Рима. Таких
Не
милует
Римский
закон.
Тут яркий
свет ослепил
старика
И
шум хлестнул
по ушам.
Арена
цирка была
велика,
Стояли
воины в два
ряда,
И
сходила с ума
на трибунах
толпа,
Что
зрелищ
кровавых
ждала.
Громко
солдат
приговор
прочитал,
На старца
взглянув
мельком.
Тот
реву толпы и
зверей
внимал
Будто
книгу читал,
иль с
ребенком
играл,
И
пред ликом
смерти
спокойно
стоял.
Как
стоял перед
входом в дом.
И при виде
его защемило
в груди
У
воина. Тихо
шепнул:
Ты
веру свою в
душе сохрани,
Лишь
законы
империи
соблюди,
Лишь
жертву нашим
богам
принеси,
А
потом
приноси
своему.
Понимаю
ответил
солдату
старик
Ты
жизнь бы мне
даровал.
Но
совет твой,
прости, я
принять не
могу.
Девяносто
лет я служу
Ему
И
ни разу за
долгую жизнь
мою
Меня
Он не
оставлял.
Страшен
жар от огня, и
свирепы львы,
Но
больней на
кресте
умирать.
Мне
же муки
телесные не
страшны.
И
как ты с
триумфом
приходишь с
войны,
Так
и я в небеса,
что славы
полны,
И мой
Бог меня там
будет ждать.
Скормите
меня
голодным
зверям,
Распните,
сожгите
живьем
Но
победа за
нами, и
недругов
тьмы
Сложат
щиты у
церковной
стены,
Ведь
на крови
Христа и таких,
как мы
Стоит
основанье
ее.
Святой Кэдмон
(Нортумбрия, 7 в.)
День
на исходе,
труды
свершены, а
сил не восполнишь
отвагой.
И в
чертоге
высоком мы
собрались, кубки
наполнивши
брагой.
Весело
пиршество
дружное шло, радость
неся и покой,
Но
арфу мне
поднесли
тогда и
промолвили: «Кэдмон,
спой!»
Был
я проворен в
сельских трудах,
в сече
жестокой
смел,
И
зорко коней
от воров
сторожить
лучше других
умел.
Но
к пенью я был
непригоден
(был голос
тому виной).
Из
чертога ушел
я спать, но во
сне вновь услышал
я: «Кэдмон,
спой»!
Чуден
мне был говорящего
лик, но что я
ответить мог?
Я
не певец
ведь, и
оттого
покинул
веселый чертог!
Хотел
я ему
объяснить,
что к чему,
дабы слух пощадил
он свой,
А
он с
пониманием
мне кивнул,
но снова
сказал: «Кэдмон,
спой».
Что
же поделать
перечить ему
я бы никак не посмел
И
потому в руки
арфу взял и
послушно
запел.
Пел
я о том, как
срединный
мир был
создан Божьей
рукой,
И
песне моей
восхищенно
внимал
сказавший мне
«Кэдмон,
спой».
Наутро
проснувшись,
я вспомнил
слова дивной
песни моей
И
скорее
прийти
поспешил в
обитель
Божьих людей.
Рассказал
я им о
видении, что
видел я в час
ночной
И
спел им
песню, что
спел во сне сказавшему
«Кэдмон,
спой».
Было
в обители
этой немало
ученых людей,
Что
прибыли в
наши края из
далеких
ирландских
земель.
Они
научили меня
тому, что
написано в
Книге Святой,
Я ж
пел о том ибо
так повелел
сказавший
мне: «Кэдмон,
спой».
За
трудом и
молитвою
жизнь
провести за
счастье
казалось мне
И я
навеки
остаться
решил в том
тихом монастыре.
Богу
служил я и
песни писал,
радуясь
кроткой
душой,
Ибо
в сердце моем
звучали
слова «Кэдмон,
пой».
Теперь
недалек мой
последний
час, и теперь я
сказать могу
Я счастлив
прожить так,
как прожил,
умереть так,
как умру:
Святых
даров
причастившись,
с друзьями, в
келье родной,
Средь
книг, что
писал во
славу
сказавшего мне:
«Кэдмон,
спой».
Кому
был я друг
спасибо
навек, кому
недруг я
каюсь в том.
И
храни вас
Господь на
ваших путях,
как меня Он
хранил на
моем.
Мне
же час пришел
из мира уйти
неведомой,
смертной
тропой
К
тому, кто
арфу мне в
руки даст и
скажет вновь:
«Кэдмон,
спой».
Ирландские
миссионеры
(Ирландия
Франкские
земли, 6-12 вв.)
От
берегов, что
с малых годов
Сердцу
навеки милы,
В
синие дали
друзья
отплывали
На
кораблях
белокрылых
Как
рыцари
смелые в бой
уходили,
Крест подняв
над собою.
Любимые
книги мечом
служили,
Горящее
сердце
бронею.
Слезы глотая,
корабль
направляли
Прочь
от
прибрежных
скал.
Добро
творить и
правду
любить
Каждый
в душе желал.
Чтоб
свет любви
зажечь над
землею,
Чтоб
реяло истины
знамя
В
путь
отправлялись,
влекомы
волною
И
белыми
парусами.
Долог
путь их,
нелегко
будет
Душам
неискушенным
Главы
не склонить и
душой не
скривить
Пред
королевским
троном,
В
суровом бою
за мечту за
мечту свою
Должную
славу
стяжать,
Мудрость
обресть,
приумножить
честь
И
душу не
проиграть.
Но в
испытаниях,
что на пути
Перенести
придется
Руки
сильней, и
сильней в
груди
Верное
сердце
бьется.
И
если буря
нагонит
страх,
Тревогу трубя в
снастях
Смелее
летит
отважный курраг
С
крестами на
парусах.
1291. Осада
Акры (последний
оплот
крестоносцев
на Востоке).
Когда
на нас идет
война
Девятым
валом из
пустыни
Нельзя,
коль совесть
дорога,
На
поругание
врага
Отдать
последнюю
святыню.
Окинем
с башен
высоты
Врагов
без края и
без счета.
Поднявши
старые щиты,
В
последний
раз сомкнем
ряды
Вокруг
последнего
оплота.
Чтоб
враг не смог
своей рукой
До
мирных
жителей
добраться,
Отпустим
их морской
тропой.
А наш
удел живой
стеной
На
стены города
подняться.
Да
будет мирным наших
путь,
И
паруса не
сгинут в
волнах.
Сверкнуло
солнце из-за
туч,
И
отразился
яркий луч
На
шлемах, в
битвах
иссеченных.
Молитву
пламенно
свершим
Раздоры
прежние
забыты.
За
все прощенья
попросив,
Грехи
товарищу
простив,
Готовы
мы к
последней
битве.
Пусть
вражья рать
стоит горой
И
смертный час
не за горами.
Пусть
это наш
последний
бой,
Пусть
света не
видать за
тьмой,
Но
правы мы. И
Бог наш с
нами.